geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Уральский бренд из науки в кино и обратно. Часть 3

Уральский бренд из науки в кино и обратно

11 января 1943 г. Свердловский обком ВКП(б) принимает постановление «Об организации Свердловской киностудии художественных фильмов», которая должна была объединить и организовать деятельность работников кино, эвакуированных на Урал из Москвы, Ленинграда и Одессы. Киностудия заняла здание Клуба строителей, его переоборудование было завершено уже в январе 1944 г. О творческих планах коллектива «фабрики фильмов» можно судить по краткому отчету ее директора, бывшего конструктора Уралмаша Александра Сергеевича Шитова в газете «Уральский рабочий» от 11 августа 1943 г. (№165):


«Комитет по делам кинематографии готовит ряд сценариев, отражающих процесс создания на Урале новых заводов в дни отечественной войны, о людях оборонного заводя-гиганта, чья продукция зимой 1941 года помогла отразить и разгромить немцев под Москвой. На материале уральских сказов лауреата Сталинской премии П.П. Бажова пишется сценарий, основной сюжет которого составлен из сказов "Горный мастер", "Медной горы хозяйка" и "Каменный цветок". Эти поэтические и своеобразные произведения будут, безусловно, интересны и увлекательны в кино, которое обладает разнообразными техническими средствами для создания сказочного фильма.

Своей первоочередной задачей мы считаем постановку современной музыкальной комедии. Драматург А. Соколов предложил сюжет о героях двух экспедиций – научной и кинематографической, выезжающих на Уральский хребет. Одна – в поисках новых месторождений полезных ископаемых, другая – для за съемкой природных красот и богатств Урала. Приключения с участниками экспедиции дают возможность сделать интересный и веселый фильм. Писательницы Н. Попова и К. Филиппова работают над инсценировкой для кинопьесы "Сокровища Медвежьей горы", писательницы Б. Дижур и Л. Ашкинази готовят либретто об изумрудных копях».

28 ноября со страниц той же газеты («Уральский рабочий», 1943, №244) режиссер Вл. Лебедев-Шмитгоф, начальник сценарного отдела киностудии, сообщая о ходе работ, упоминает, что П.П. Бажовым завершена работа над сценарием к фильму «Каменный цветок», а «лауреат Сталинской премии В. Данилевский заканчивает сценарий "Солдатский сын" о гениальном русском механике-самоучке Иване Ползунове, изобретателе первой в мире "огнедействующей машины"».

Однако эти блестящие проекты, которые бы способствовали продвижению горно-геологического бренда, пришлось отменить в 1944 г. в связи с экранизацией А.В. Ивановским популярной в те годы оперетты «Сильва» на основе «Королевы чардаша» венгерского композитора И. Кальмана (1915). Публике требовался «светлый, красивый, "искристый" фильм с прекрасной музыкой», который «утверждал торжество жизни, любви и был для многих зрителей своего рода предчувствием Победы», как впоследствии охарактеризовал картину один из редакторов студии Лев Николаевич Эглит.

«Производство фильма "Сильва" закончилось в конце декабря 1944 года, – уточняет Л.Н. Эглит. – И уже в первые месяцы 1945-го картина демонстрировалась в наступающих частях нашей армии на территории Венгрии, Германии. Во время войны существовало правило: фильмы прежде всего попадают на фронт. В первые годы существования музея киностудии к нам приходили свердловчане – ветераны войны и рассказывали, как впервые увидели "Сильву" во фронтовой обстановке. Для них это было радостным сюрпризом. Конечно, многие и не предполагали, что во время войны в их родном городе появилась киностудия. В самом же Свердловске фильм вышел на экраны уже после войны, в ноябре 1945 года».

Тем не менее старые наработки не были преданы забвению, накопленный потенциал идей отчасти воплотился в новом проекте киностудии – в фильме «Алмазы» (1947), снятом по книге Н.А. Асанова.

Продолжение читайте завтра в ЖЖ… или прямо сейчас, скачав PDF-книгу!
Изучать брендинг территорий по открытому онлайн-курсу

Что читать?
Эглит Л.Н. Помнишь ли ты... // Культура Урала. – 2013. №2(8). – С.4–7.

О людях, упомянутых в статье
Асанов Николай Александрович (1906–1974), писатель, журналист, в годы войны фронтовой корреспондент.
Бажов Павел Петрович (1879–1950), писатель, сказочник, автор уникальных художественных переработок уральского фольклора, общественный деятель.
Эглит Лев Николаевич (1938–2014), редактор научно-популярных фильмов, заведующий музеем Свердловской киностудии.
Tags: #Урал, #история, #кино, Урал, геобрендинг
Subscribe

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag