geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Уральский бренд из науки в кино и обратно. Часть 2

Уральский бренд из науки в кино и обратно

Эстафету в трудной работе по формированию нового образа горнозаводского Урала переняли деятели искусства. Важнейшим этапом в развитии бренда стал рубеж 1930-х – 1940-х гг., когда произошел переход писателя-сказочника Павла Петровича Бажова от «взрослого тона» к «детскому». Разделять творчество Бажова на «тона» предложила его друг и первый биограф Людмила Ивановна Скорино. Даже неискушенному в литературной критике читателю видно, что ранние сказы полны мрачных сцен, посвящены временам крепостного права; встреча с подземными духами в этих произведениях сулит мало хорошего горняку. Главный камень ранних сказов – ядовитый малахит, который приносит мастерам болезни и раннюю смерть. Это, например, такие произведения, как «Медной горы хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Про Великого Полоза» (все опубликованы в 1936 г.), «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» (оба в 1938 г.).


Совершенно иначе звучат сказы нового цикла, работу над которыми писатель начал с 1938 г.: «Серебряное копытце» (1938), «Огневушка-поскакушка» (1940), «Голубая змейка» (1945) и др. Л.И. Скорино говорит о них так:

«В основе сказов "детского тона" – сказов о "первом добытчике" – поиски "земляных богатств" и радость открытий. Поэтому они не драматичны, как сказы "взрослого тона", а наоборот, оптимистичны, пронизаны веселым лукавством рассказчика и всегда заканчиваются призывом не удовлетворяться найденным, а снова искать, открывать. Концовки этих сказов говорят: мир еще не изведан до конца; природа таит огромные богатства, которые ждут еще своих добытчиков; работы – непочатый край, принимайся за дело!»

Меняется и камень, который важен в сказах ничуть не меньше персонажей: злой малахит обычно уступает место светлому хризолиту.

Не последнюю роль в этом переходе сыграло сотрудничество П.П. Бажова с писательницей Клавдией Васильевной Рождественской, с которой он познакомился в год ее переезда в Свердловск (1932), когда Клавдия Васильевна начала работать редактором детской литературы в областном издательстве. Тесное сотрудничество связывало Бажова и Рождественскую на протяжении последующих 18 лет до смерти Павла Петровича.

На рубеже 1930-х – 1940-х гг. Рождественская напряженно работала в Свердлгизе над подготовкой серии историко-краеведческих альманахов для детско-юношеского чтения. В 1939 г. под редакторством К.В. Рождественской выходит второй альманах цикла, получивший название «Золотые зерна» – от повести одного из авторов, детского писателя и популяризатора науки А.Г. Бармина. В этот сборник, рассчитанный на детей и подростков от 10 до 13 лет, вошли два произведения П.П. Бажова – «Зеленая кобылка», опубликованная под псевдонимом Е. Колдунков, и «Золотой Волос», сказка о происхождении названия озера Иткуль, под которой стояло собственное имя Павла Петровича. В 1940 г. Свердлгиз выпускает альманах «Морозко» для самых маленьких читателей. Специально для этого сборника Бажовым готовился сказ «Огневушка-поскакушка».

Рождественская активно привлекала Бажова и других авторов к созданию детских книг краеведческой направленности, на страницах которых через приключения и волшебные истории в сознании юного читателя формировался образ Урала, показывались красоты и богатства родной земли, раскрывалось место и роль Урала в составе России и СССР на протяжении веков. Участие в столь серьезном педагогическом проекте влияет на характер и поэтику произведений П.П. Бажова. Сказы о приносящих беду подземных кладах сменяются сказами о познании недр и обустройстве Уральской земли.

В литературе выкристаллизовывается главный посыл уральского бренда: облагораживание родного края с помощью горняцкого искусства. В годы Великой Отечественной войны зарождается замысел отразить этот посыл в кинематографе.

Продолжение читайте завтра в ЖЖ… или прямо сейчас, скачав PDF-книгу!
Изучать брендинг территорий по открытому онлайн-курсу

Что читать?
Бажов П.П. Уральские сказы. – В сб.: Библиотека мировой литературы для детей. Т. 25. / Вступит. ст. Л.И. Скорино. – М.: Дет. лит., 1982. – С.493–682.
Климина А.С. Альманахи для юношества в периодической печати Среднего Урала 1930-х годов / А.С. Климина, М.А. Литовская // Уральский филологический вестник. – 2018. – №3. – С.114–124.
Скачкова А. Искательница талантов [Биог. К.В. Рождественской] // Воткинские вести. – 2016, 25 марта. – №30–31. – С.3.
Скорино Л.И. Павел Петрович Бажов. – М.: Советский писатель, 1947. 275 с.

О людях, упомянутых в статье
Бажов Павел Петрович (1879–1950), писатель, сказочник, автор уникальных художественных переработок уральского фольклора, общественный деятель.
Бармин Александр Гаврилович (1900–1952), детский писатель, педагог, культработник и популяризатор науки.
Рождественская Клавдия Васильевна (наст. фамилия – Коновалова, 1901–1963), писатель, литературовед, редактор и издательский работник, общественный деятель.
Скорино Людмила Ивановна (1908–1999), литературовед, критик, заслуженный работник культуры РСФСР, в 1949–1976 зам. главного редактора журнала «Знамя».
Tags: #Бажов, #Урал, #книгидетям, #литература, #сказы, Урал, геобрендинг
Subscribe

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag