geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Welcome Times: Промышленный туризм как новый тренд 2021 года

Welcome TimesЗнакомлю читателей блога «Геонаследие» со статьей для журнала «Welcome Times», подготовленной мной в соавторстве с экспертами туристической отрасли – Вазгеном Акоповичем Аветисяном и Моисеем Александровичем Фурщиком.

Эксперт: Вазген Аветисян, генеральный директор Центра развития регионального туризма.

Особенность организации кластера промышленного туризма в том, что он может возникнуть в любом регионе нашей страны, так как в каждом из них есть добывающие и/или что-то производящие предприятия. Главная проблема создания подобных экскурсий – это неготовность предприятий «открываться» для экскурсий. Неготовность же, в свою очередь, можно охарактеризовать тремя факторами:


1. Неготовность самого предприятия принимать экскурсантов

Как правило, это касается старых производств, цеха которых просто не предназначены (не проектировались) для посещения группами туристов. Организация экскурсий на таких предприятиях сопряжена с «теснотой» пространства и повышенными требованиями к безопасности экскурсионных групп, и может быть решена только сильной волей руководства компании и разработкой специального тайминга и маршрута, который бы минимально мешал производственному процессу. Хороший пример – НЛМК (г. Липецк) и АВТОВАЗ (г. Тольятти).

2. Закрытость предприятия

Как правило, это высокотехнологичные и стратегически важные предприятия, либо производство ВПК. Тут проблема может быть решена созданием музея, часть экспозиции которого посвящена освещению общих принципов «как это работает» (как правило, интерактивно и демонстрационно). Как пример, музей Калашникова (г. Ижевск).

3. Неготовность руководства компании принимать экскурсантов и непонимание цели создания туристического продукта

Как правило, сопряжена с первым фактором и оценке продукта только лишь с финансово-экономической точки зрения. Да, стоит признаться, сам по себе экскурсионный продукт трудно вывести в ранг прибыльного в моменте (кому-то, конечно, удается, но это долгая и упорная работа), но такая задача перед ним, по большому счету, и не стоит. Прибыль от такой диверсификации долгая и другая:

Экскурсанту показали, как делаются молочные продукты и скорее всего рассказали в общем и целом, что такое «правильные продукты» и как их делают. Вы это увидели своими глазами. Продукцию какого производителя вы будете теперь нахваливать своим друзьям и предпочтете при выборе в магазине? И это касается не только продуктов питания.

Ранняя профориентация детей и молодежи. Ведь именно с детских впечатлений начинают появляться мечты стать космонавтом, металлургом или технологом колбасных изделий.

Хантинг персонала. Никто не мешает во время экскурсии невзначай «похвастаться» как круто работать на этом предприятии: классный начальник, хороший социальный пакет, карьерные лифты и поддержка при переезде.

Позитивный имидж предприятия. Это особенно касается вредных производств, ведь во время экскурсии можно показать многоуровневые системы защиты и таким образом развеять мифы о повышенной вредности для экологии.

При создании туристического индустриального продукта я рекомендую использовать шоу-технологии, так как, по большому счету, мы должны развлечь нашего гостя, поднять ему настроение и оставить хорошее впечатление. Да-да, косвенным конкурентом такому продукту является поход в кино или театр, в парк аттракционов, музей или зоопарк. Другими словами, продукты индустриального туризма относятся больше к индустрии развлечений, чем к индустрии гостеприимства. Поэтому и подход в производстве таких продуктов должен применяться соответствующий.

Еще одной особенностью индустриального туризма является наличие очень широкого пула целевых аудиторий: от местных и жителей региона до туристов и вип гостей региона, от школьников и студентов до семей с детьми и пенсионеров. У них у всех разные мотивы потребления продукта, мы не будем сейчас углубляться в эти подробности. Но факт есть факт – спрос на промышленный туризм есть и, в связи с отсутствием на российском рынке громких и понятых предложений, будет только расти.

На мой же субъективный взгляд отличным примером создания туристического экскурсионного продукта на производстве является завод «Чистая Линия» (Московская область, производство мороженого).

Эксперт: Сергей Бердышев, консультант и соорганизатор Праздника русского алмаза (с 2011 г.), автор курса «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга».

Промышленный (индустриальный) туризм превращается в один из действенных инструментов по выводу предприятий из кризиса, обусловленного экономическими последствиями пандемии COVID-19. Промтуризм обещает новые источники дохода, продвижение бренда, создание имиджа открытой компании, повышение инвестиционной привлекательности, рост клиентуры, расширение деловых связей и даже увеличение кадровой базы за счет привлечения ценных специалистов. Вдобавок организованные экскурсии на предприятия подлежат противоэпидемическим ограничениям в значительно меньшей мере, чем пляжный отдых, например.

Кому выгоден промышленный туризм в 2021 году?

Во-первых, максимальную выгоду из промтуризма извлекут предприятия пищевой промышленности, предлагающие кулинарные туры с дегустацией своей продукции. Много выигрывают предприятия, в ассортименте продукции которых имеются блюда или напитки этнической кухни. Желательно дополнить кулинарные туры событийным маркетингом в виде проведения регулярных празднеств в честь какого-либо почетного кулинарного изделия, в особенности имеющего многолетнюю традицию производства и богатую культуру местного потребления. Не стоит изобретать велосипед в тех случаях, когда в регионе уже проводятся местные (этнокультурные) праздники. Кулинарные туры пользуются популярностью среди разных групп населения.

Во-вторых, получат высокие шансы в борьбе за рынки предприятия ювелирной отрасли, готовые стимулировать геммотуризм. Событийный маркетинг может опираться на такие мероприятия, как: 1) выставка-продажа образцов ювелирной продукции; 2) викторины и игры с розыгрышем ценных призов в виде ювелирных изделий; 3) «фотосессия в тиаре» (акция, в ходе которой каждая прелестная гостья компании получает шанс сфотографироваться в уникальных, штучных украшениях, не подлежащих продаже). Посещение ювелирных предприятий заинтересует фанатов шоп-туров и молодоженов в поисках особых украшений.

В-третьих, следует назвать предприятия машиностроения и металлургии с богатой историей, в т.ч. включающие объекты, которые сегодня не работают и подлежат музеефикации (закрытые заводские корпуса, погашенные домны и др.). В связи с приближающимся 80-летием от начала Великой Отечественной войны наибольший интерес для посещения представляют заводы, отличившиеся в «сороковые роковые». От руководства таких предприятий ожидается подготовка специализированных экспозиций и исторических туров, ориентированных главным образом на военно-патриотические клубы, поисковые отряды, кружки юных краеведов и тому подобные детско-юношеские организации.

В-четвертых, предприятия горнодобывающей промышленности, помимо всех прочих выгод, улучшат свой «зеленый» имидж, если станут развивать программы экологического туризма с посещением терриконов и неработающих приисков, карьеров, рудников, где можно наблюдать результаты рекультивации нарушенного ландшафта. Попутно старые выработки и терриконы интересны обилием минералов и окаменелостей. На местности с красивым пейзажем можно устроить площадки под кратковременный глэмпинг. Экскурсии будут востребованы фанатами эко- и геотуризма, коллекционерами минералов, палеонтологами-любителями.

Кроме того, промтуры на все перечисленные группы предприятий неизменно представляют интерес для журналистов и блогеров, профессионалов (поставщики, потенциальные клиенты, финансисты, ученые, инженеры), а также студентов, проходящих обучение по соответствующему профилю.

Великолепная семерка know-how при создании туристского продукта

Туристский продукт создается конкурентоспособным и привлекательным при условии правильной эксплуатации объектов туристского показа, сосредоточенных на территории предприятия.

Секрет #1. Не заменять экскурсию по цехам простым посещением музея предприятия. Туристам непременно нужно демонстрировать рабочие площади, интересную технику (в особенности роботов), процесс изготовления продукции (если не целиком, то хотя бы отдельные звенья). Иначе тур лишается привлекательности. Так, в г.Ирбите, где есть музей мотоциклов, не организуется экскурсий на мотоциклетный завод, в итоге преимущества промтуризма реализованы слабо.

Секрет #2. Разрешить туристам брать в руки нетравмоопасный инструмент, экземпляры готовой продукции, образцы сырья (скажем, породы и минералы на горнодобывающем предприятии), что усилит впечатления от визита. Какие-то предметы желательно продавать или дарить гостям в качестве сувениров.

Секрет #3. Организовать экскурсию с применением цифровых технологий: дополненная реальность, роботы-гиды, интерактивные карты, цифровые стенды и т.д. Примером успешного брендинга угольной промышленности является музей-заповедник «Красная горка» в г.Кемерово, рассказывающий историю освоения богатств Кузбасса посредством как традиционных экспонатов, так и мультимедийных технологий.

Секрет #4. Использовать интересные объекты и помещения на территории предприятия (например, красиво спроектированную музейную экспозицию) как площадку для конференций, брифингов, онлайн-мероприятий и прочих событий делового туризма, посвященных актуальным вопросам развития территорий, привлечения инвестиций, кредитования промышленности и т.д.

Секрет #5. Сотрудничать с кустарными мастерами и производственными кооперативами, возрождающими местные промыслы: умельцы становятся постоянными заказчиками предприятия и одновременно снабжают предприятие уникальными, изготовленными вручную сувенирами для продажи туристам.

Секрет #6. Опираться в продвижении своего бренда на потенциал муниципального бренда, т.к. без географической привязки имиджу предприятия и его продукции наносится ощутимый ущерб.

Секрет #7. Главный секрет успеха – видеть в промышленном туризме не рекламную уловку, а инновационное производство брендовой «упаковки» для своей продукции, которая без подобной «упаковки» теряет свою конкурентоспособность на рынке.

Эксперт: Моисей Фурщик, руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию.

В принципе, целевая аудитория для промышленного туризма очень широка. Многие предприятия могут быть интересны людям самого различного возраста. Но наиболее важным сегментом все-таки представляются школьники. В том числе ввиду полезности промышленного туризма в целях профориентации. Причем посещение таких объектов школьниками в современной жизни можно больше ожидать не в формате «экскурсии всем классом», а в рамках семейных путешествий.

Необходимо отметить, что очень редкий объект промышленного туризма сам по себе может быть причиной туристической поездки. Более реальным вариантом является включение такого объекта в комплексный маршрут. То есть промышленный туризм должен развиваться в сочетании с какими-то другими смежными видами туризма и опираться на существующие турпотоки. В мегаполисах такой «микс» формируется автоматически, а вот в других регионах подобные сочетания необходимо создавать целенаправленно.

Например, семья, приехавшая на неделю покататься на горных лыжах в Шерегеш, вполне может один из дней посвятить поездке на промышленное предприятие или угольный разрез в той же самой Кемеровской области. Но для этого у них должна быть соответствующая информация, выстроенная логистика и т.д.

Существенной проблемой для развития промышленного туризма является то, что подобная деятельность в финансовом отношении незначительна в масштабах крупного предприятия. Но при этом требует особой организации пространства, наличия соответствующих специалистов и т.д. Такие сложности усиливаются в России тем, что у нас часто установлены избыточные требования по техническому регулированию, а также повышенное внимание уделяется «производственной безопасности».

Поэтому в наших условия промышленный туризм может быть успешен при сочетании 2 факторов. Во-первых, для предприятия важна имиджевая составляющая. Во-вторых, организация процесса в значительной степени доверена профессиональной туристической компании.
Tags: #промышленность, #туризм, геобрендинг
Subscribe

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments