geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Коммуникации территориального брендинга: комплексность геотуризма

Учебный курс «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга»

Учебная задача 051. Геотуризм – геологический или географический?

Организатору геотуристических мероприятий и маршрутов необходимо помнить о комплексном характере территориального брендинга, равно как и комплексном характере самих историко-геологических памятников. Эффект от туризма окажется ничтожным, если показать гостям дестинацию односторонне, осветив лишь какой-то один аспект, пусть даже доминантный. Скажем, если главной достопримечательностью поселения являются древние рудники, это вовсе не означает, что образ места должен целиком и полностью базироваться на этой достопримечательности в ущерб остальным уникальным характеристикам местности. Такой образ места получается весьма бледным, он вызывает слабый отклик у общественности.


Юрий Александрович ОрловНапротив, большой силой обладает умело построенный образ места, вобравший в себя все местное природное и культурное разнообразие в их взаимосвязи. Пример такого насыщенного образа мы находим в автобиографической заметке палеонтолога Юрия Александровича Орлова (1893–1966), поделившегося детскими впечатлениями от богатств культурного ландшафта Русского Севера, в бассейнах рек Северная Двина и Вычегда:

«…Когда мне исполнилось десять лет, отец стал брать нас с братом в летние служебные поездки… «Год путешествий равен двум годам учения в университете», – говорил отец…

Мы вскоре хорошо знали сплав бревен, их сплотку в огромные паромы; осмотрели старые, дымные «смолокурные печи» и новые душистые канифольно-скипидарные заводы; много раз бывали на шумных лесопильных заводах; подолгу любовались бойкой погрузкой леса и на большие английские, норвежские, французские пароходы, и на огромные четырехмачтовые парусники, привозившие в качестве балласта соль и уходившие обратно с огромным грузом теса в свою далекую-далекую Австралию.

Мы подробно осматривали северную старину с ее монастырями, скитами, старыми бревенчатыми церквями, тесовыми куполами и старообрядческими «молельнями»; с жадным детским любопытством смотрели мы на старинное оружие и утварь в местных музеях и у любителей старины; наблюдали быт населения, вслушивались в своеобразный северный говор, сохранявший «двойственное число» и другие обороты старинной русской речи; наблюдали все, что считал поучительным отец и что привлекало наше собственное внимание, но прежде всего и больше всего – природу.

Нам были с объяснениями показаны сухой и светлый сосновый бор с белым оленьим мхом, влажный темный еловый лес и смена леса на гарях и вырубках; заболачивание лесных озер, почти нацело плененных наступающих с берегов моховым покровом с мелкими, чахлыми сосенками и белой пушицей; размыв и перенос реками собственных берегов; развитие широких заливных лугов, образование стариц с их белыми водяными лилиями, карасями и всякой живностью; поросшие лесами древние высокие речные террасы; бечевник реки, ступенчатый после спада воды; ломки гипса; известняк с окаменелыми раковинами и причудливыми отпечатками морских животных; соляные ключи с остатками старинных солеварен и серные источники; старинные ямы для ловли когда-то водившихся здесь северных оленей и страшные капканы в больших лесных муравейниках; массовые переселения белок, плывших через реки, – на все обращал внимание наш отец, волгарь по происхождению, знаток северных лесов и рек, географ и историк в часы досуга.

В одну из этих незабываемых поездок мы осмотрели знаменитые раскопки проф. В.П. Амалицкого на Северной Двине, ознаменовавшие собой целую эпоху в изучении древних наземных животных. Об этих раскопках в то время много писали и говорили. В высоком-высоком обрыве была сделана огромная выемка, на дне которой лежали громоздкие, неправильной формы глыбы песчаника; внутри них были скелеты древних ящеров» [Орлов Ю.А., 1961 : 6–7].

На примере этого яркого и познавательного образа видно, что геотуризм, несмотря на геологический уклон, должен быть все-таки в значительной мере географическим туризмом, отражая географическую среду территории во всей полноте для создания у людей «чувства почвы».

Рекомендуема литература:
Орлов Ю.А. В мире древних животных. (Очерки по палеонтологии позвоночных.) – М.: Изд-во АН СССР, 1961. 192 с.

Резюме учебного курса

Муниципальный бренд – это привлекательный образ места, вобравший в себя сумму хозяйственного опыта и духовных традиций по освоению родного края и потому указывающий современному местному сообществу пути устойчивого развития в грядущий день.

Главная цель создания муниципального бренда – привлечь туристов, инвестиции и таланты, а также помочь местным жителям и въезжающим обрести «чувство почвы».

Вековой опыт освоения земель находит свое воплощение в историко-культурном и природном наследии, в котором овеществлен труд поколений по превращению малой родины в культурный ландшафт – природно-культурный территориальный комплекс, порожденный историческим взаимодействием природы и человека.

Горно-геологическое наследие – уникальный для каждой местности след человечества в каменной памяти Земли, который вливается в привлекательный образ места, отражая многовековые связи между недрами и преобразующими их людьми.

Паспорт и программа курса
Все материалы курса в формате PDF
Tags: #бренд, #брендинг, #самообразование, #туризм, #учеба, геобрендинг, геотуризм, курсы
Subscribe

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag