geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Детский рисунок в этнографическом краеведении

Классики педагогики о краеведении

Требуховский Петр Францевич, «Роль детского рисунка в школьном краеведении» (1927, фрагменты)

Продолжение. Часть 1. Часть 2. Часть 3.

При наблюдении и изучении народного изобразительного искусства, конечно, нельзя обойтись без использования рисунка. Какую бы область ни изучали, всюду нужны зарисовки:

а) при изучении зодчества гражданского и церковного – из дерева и камня: избы, дома, церкви, часовни, мавзолея, дацана, пристроя и всех сооружений и украшений, имеющихся на этих строениях;

Намогильный памятник декабриста А.П. Юшневского
Намогильный памятник декабриста А.П. Юшневского в дер. Большая Разводная, в 7 верстах от Иркутска. (Автор: Витя Виноградов, 11 лет, ученик 7-й школы 2-й ступени.)


б) при изучении скульптуры из глины, теста, камня, дерева, кожи, металла: детские игрушки, предметы домашнего обихода, сбруя, упряжь и их украшения (чеканка на оправе трубки, огниве, сойке, на луке седла; набойка и насечка на сбруе: бляхи, репей, овес, пуговицы, гвозди, кисти; резьба и узоры на дуге, пялах, полозьях, прялке, швейке, зыбке, вальке, ленивке, кутной заборке, чашках, ложках, шайке, туясе, глиняной посуде), церковная утварь и предметы культа: подсвечники, употребляемые ламой в дацане, шаманом во время камлания;

в) при наблюдении живописи религиозной и светской: живопись наружных и внутренних стен храмов, образа на дереве и на холсте, роспись рундуков, крылечных перил, горничных стен, кутных заборок, печей, повставцов, наличников, дверей, зежанок. прялок, жбанов, шаек и прочих предметов домашнего обихода; роспись упряжи: дуг, крякл, ямщицких часовенок, пошевней, санок, бричек;

г) шитье, вышивание, плетение, вязание, тканье: шитье и вышивание по бархату, коже и другим материалам золотом, шелками, гарусом; аппликирование (нашивание одного материала, отличного по цвету и качеству на другом по определенному замыслу), орнамент в узорах кружев, вышивке рубашек и фартуков, в вязке рукавиц, чулок, поясов, полушалков, в тканье половиков, сталешников, рукатерников, наквашенников, налавашников; узор в сборках одеяла, положка для детской зыбки, кутной занавески и пр.

д) музыкальные инструменты: детские пикульки, свистульки, пастушьи дудки, рожки, бандуры, гусли, балалайки, скрипки, гармошки губные, гармонии, барабаны, бубны, шаркунчики, колокольчики, трехугольники; церковные колокола.

При изучении церковных колоколов, как состава оркестровых музыкальных инструментов, важно сделать подробные за-рисовки всей колокольни: план колокольни с точным указанием размещения колоколов в зависимости от величины, слухи, с помещенными в них колоколами, форму колоколов, языков, систему веревок и подножку, при помощи которых производится звон в колокола; звонаря во время звона во все колокола: положение всей фигуры, ноги, которой приводит в действие педаль, рук, с распределением веревок между пальцев.

е) народный театр: петрушка (занавес, куклы, в целом и по частям – отдельно и во время представления), ряженые («медведя водят», «разбойники», «бегство с каторги», «ведьма на метле», «черт на ходулях», «Ванька едет на копне») – нужно зарисовать как в целом каждый маскарад, так и отдельные костюмы и маски: маска из береста с конопляной бородой и усами, разрисованная сажей, маска из тряпиц, из бумаги, бычьи рога, овечьи и коровьи шкуры, шубы и шапки на выворот;

ж) народный танец: костюмы и обувь, употребляемые в различных танцах (сапоги на каблуках с железными подковками для русского трепака, мягкая подошва унтов для ёхер’а у бурят и т.д.), позы танцующих во время каждой «фигуры» каждого в отдельности танца (во время: трепака, присядки и других «12 колен» русской пляски или бурятского «ёхер», положение рук, головы.

Также охотно зарисовывают дети и всякое народное зрелище и развлечение, подчеркивая в рисунке все подмеченные ими детали и особенности.

Рисунок может быть использован: при изучении игр (игра в застукалку, в городки, в лапту, в бабки, в лунки, в кони, в чехарду-езду, в перескок, в разлучку и многие другие), при изучении увеселений, развлечений, спорта: качели, карусели, борьба (русская борьба в охапку, гужиком, под кушаки, борьба бурят – хватание за ноги, борьба якутов и других народностей), конские бега, цирк, стадион.

Монгольская борьба
Монгольская борьба; судьи держат шапки борцов. (Автор: ученик монгольской школы 1-й ступени в г.Урге, фамилия и возраст неизвестны.)

То же самое значение имеет рисунок и во всех случаях при наблюдении и изучении памятников старины: старые городские ворота, триумфальная арка, надгробные прошлых столетий плиты и памятники, курганы, раскопки, пещеры, – все это может быть зафиксировано в рисунке.

Источник:

Требуховский П.Ф. Роль детского рисунка в школьном краеведении. – Иркутск: [Секция школьного краеведения Восточно-Сибирского Отдела Государственного Русского Географического Об-ва], 1927. – С.66–72
Tags: #искусство, #краеведение, #педагогика, #рисунок, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “краеведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “краеведение” Tag