geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Основные мероприятия геотуризма

Учебный курс «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга»

Учебная задача 047. Каковы основные мероприятия геотуризма?

Классическими туристскими мероприятиями для популяризации горно-геологического наследия являются геологический поход (геопоход) и геологическая экскурсия.

В геологическом походе (или геопоходе) более выражены краеведческие и туристские цели в сравнении с научно-просветительскими. Геопоход является одной из ранних форм детско-юношеского организованного геотуризма в России: такие походы впервые практиковались в 1816–1823 гг. директором Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардтом, проводившим экскурсии лицеистов в районе Балтийско-Ладожского глинта (Цинкобурова М.Г., 2013). В 1860–1880-х гг. публикуются первые методические пособия по организации геопоходов: А.Я. Герда («Первые уроки минералогии», 1869; «Предметные уроки», 1883) и Общества естествоиспытателей при Петербургском университете (программы В.В. Докучаева, 1886). С точки зрения педагогической и методической ценности геопоходы впервые рассмотрены в 1922 г. Б.Е. Райковым.


Геологической экскурсией называется обучающая экскурсия на природу для знакомства с геологическими (в т.ч. горно-геологическими) объектами, о которых нельзя получить правильное представление при лабораторном и классном изучении. В образовательном смысле экскурсии (а) дают конкретное познание объекта, (б) представляют собой активно-двигательный или моторный тип изучения, (в) синтезируют объекты окружающего мира, изучаемые в лаборатории отдельно и порознь; наконец, участники этих экскурсий получают новые эмоциональные переживания, в цвет которых прочно и надолго окрашиваются их интеллектуальные приобретения [Райков Б.Е., 1923].

Объектами для экскурсионного посещения в целях геотуризма выступают: любые примечательные геологические объекты (памятники), безопасная зона старинных заброшенных выработок, отвалы шахт, прииски на берегах водоемов (обычно рек), остановленные и ныне действующие горнодобывающие предприятия, музеи (краеведения, специализированные геолого-минералогические, музеи горнодобывающих предприятий и др.), тематические выставки (горных пород и минералов, горной техники, окаменелостей).

Из геологической экскурсии Д.А. Рубаном (ЮФУ) выводится понятие академического геотуризма, более пригодное для целей научно-образовательной работы в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.

Д.А. Рубан определяет академический геотуризм как целенаправленное посещение объектов геологического наследия учеными и студентами, выступающими в роли туристов, в целях проведения научных исследований, получения и/или закрепления знаний, повышения квалификации в тесной связи с научно-исследовательской деятельностью и образовательным процессом. Академический геотуризм включает в себя три формы:

(а) профессиональная форма предполагает посещение объектов геологического наследия в ходе полевого этапа научно-исследовательских работ, непосредственно связанное или не связанное напрямую с изучением данного объекта (охватывает геологическое, геоэкологическое, в т.ч. геоконсервационное, и/или геотуристическое изучение;

(б) образовательная форма предполагает проведение полевых учебных практик;

(в) совещательная форма содержит в себе элементы делового туризма и так называемого «туризма совещаний и конгрессов»; развивается на базе геологических экскурсий, которыми сопровождается значительная часть геологических конгрессов, конференций, совещаний, коллоквиумов [Рубан Д.А., 2015].

К академическому геотуризму, по мнению Д.А. Рубана, примыкает геотуризм метаобразовательный, как называется посещение объектов геологического наследия студентами, обучающимися по направлению «Туризм», когда последние выступают и в качестве геотуристов, и в качестве будущих экспертов по своему направлению.

Рекомендуемая литература:
Астрова Г.Г. Геологические экскурсии: Пособие для учителей ср. шк. – М.: Учпедгиз, 1949. 88 с.
Райков Б.Е. Геологические экскурсии в окрестностях Петрограда. – Пг.: б.и., 1923. 83 с.
Рубан Д.А. Академические формы геологического туризма // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2015, №4(42). – С.110–114.

Паспорт и программа курса
Все материалы курса в формате PDF
Tags: #бренд, #брендинг, #муниципальный, #самообразование, #учеба, геотуризм, курсы
Subscribe

Posts from This Journal “курсы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “курсы” Tag