geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

П.Ф. Требуховский о роли детского рисунка в изучении этнографии

Костюм монгольской княгиниПетр Францевич Требуховский «Роль детского рисунка в школьном краеведении» (1927, фрагменты)

Продолжение. Начало здесь и здесь.

На рис.: костюм монгольской княгини. Рисунок ученика монгольской школы 1-й ступени в г.Урге (фамилия и возраст неизвестны, стр.43).

Этнография края. При изучении состава населения, видов труда, техники, обычаев и всей культуры края необходимость и ценность рисунка не понижается и так же во многих случаях приобретает исключительное значение. Чем сложнее состав населения, тем сложнее и разнообразнее его культура. Это сказывается во всех проявлениях: в пище, обрядах, одежде, искусстве. Ярким примером этому может служить наша страна. На территории Сибири сконцентрировано так много народностей, имеющих свою самобытную культуру: русское старожилое население и новоселы, ясачные буряты, монголы, якуты. тунгусы, сойоты, хакасы, карагассы и проч. народности. Каждая народность имеет во всем свои особенности: бурятская юрта строится из дерева 8-мигранной формы с крышей, засыпанной землей; монгольская – из войлока круглой формы, украшается своеобразным орнаментом; карагасская из сохатинных шкур в виде круглого остроконечного шалаша; жилище якутов, тунгусов – так же имеет свои особенности. Шапка якута отлична от шапки татарина, бурята, русского – и так во многом.


Чтоб понять и хорошо запомнить все эти особенности, необходимо длительное наблюдение, а это не всегда бывает доступным. В большинстве случаев наблюдение бывает единичным и краткосрочным, недостаточным для детального и основательного запоминания – в большей части случаев сразу же после наблюдения многое забывается и может быть восстановлено в памяти только с помощью рисунка.

Жилище и строения. Изучая жилище и типы хозяйственных строений, нельзя обойтись без рисунка, так как здесь не представляется возможным объяснить наглядно многого одними только словами. Например: узоры резьбы на карнизе дома, фасон наличников, дверей и т.д. Поэтому необходимо делать подробные зарисовки во всех случаях наблюдения: зарисовки городской усадьбы в целом и отдельных строений, крестьянского двора, большого дома центрального квартала города, дома из предместья и пригорода, деревенской избы, стойбища туземцев; зарисовки, отдельных внешних признаков строений: характер рубки углов (крестом или в лапу), устройство крыши (на 4 или 2 ската на курицах и с охлупнем); фасонов: карнизов, наличников, калитки, ворот, крыльца, предъамбарья, навесов, клети, погребицы, сеновала, хлева, бани; устройство гумна: овина, подъовинья, очага, колосника, ладони; типов изгороди: забор подвесной в филенку, решетчатый с карнизом и без карниза и крыши; заплот из плах в протесаных столбах с пазами, с тремя рядами бревешек внизу; прясла из жердей в столбах с проухами или в кольях; тын, пали, косой частокол, зигзаговая изгородь и проч.

Важны, конечно, зарисовки особенностей устройства помещений внутри: типы печей, каминов, очагов, палатей, гобчиков, ленивок, кутных заборок, амбарных сусеков, погребных выходов и проч.

П.Ф. Требуховский. Наличник с коньками
«Жоржика Брауса, учен[ика] 4-го кл. 20-й школы семилетки. Наличник с коньками у дома Логунова Леонида Евгеньевича в Маратовском предместье, по Хорошевской ул., №10. Дом построен в 1873 году. Фамилия мастера неизвестна. В настоящее время таких наличников в Иркутске уже не делают» (П.Ф. Требуховский, стр. 37).


Утварь и предметы домашнего обихода. Утварь и предметы обихода должны зарисовываться подробно и со всеми особенностями: мебель, в особенности домашнего изготовления: столы, скамьи, поставцы, угловики, зыбки, кровати; посуда покупная и домашнего изготовления: чашки, ложки, туясья, шайки, крынки, лохани, корчаги, лопаты, мутовки, треноги; божницы, лампады, кадильницы; светцы и проч.

Одежда. Зарисовки одежды – взрослых и детей, с отличительными признаками мужской и женской. Важно обратить пристальное внимание при зарисовках особенно на детскую одежду, как наименее изученную у нас до настоящего времени.

Необходимо проследить подробно все видоизменения в детской одежде с пеленок до взрослого состояния: постилки, пеленка, покромка, конвертик, чепчик, чулки, разоматки, одеялко, положок, рубашка пеленочного возраста, рубашка периода ползания, рубашка, когда ребенок начал уже ходить; штанишки, лифики, проймы, платьицы, обувь, верхняя одежда – все это очень важно зарисовать, как. в готовом виде, так и в раскрое (выкройке) выделив и подчеркнув все особенности по возрастам, полу и национальности.

Не менее важны такие подробные зарисовки и одежды взрослых с таким же подчеркиванием всех особенностей в зависимости от возраста, пола и сезона (платье, фартук, платок и самое повязывание головы имеют большую разницу в простонародье у девушки, у молодухи, у пожилой и старой женщины), в зависимости от назначения и специальности (праздничная и будничная одежда крестьянина, рабочего, охотника, рыбака, шахтера и т.д.), в зависимости от национальности и культа (национальный костюм русского, бурята, тунгуса, костюм православного священника обыденный и во время богослужения, ламы, шамана во время камлания).

Необходимо обращать внимание при зарисовывании на размеры (узкая и короткая юбка горожанки, широкая и длинная жительницы села и деревни), на фасон (юбка прямая, юбка раскошенная, юбка без оборок, с воланом), на цвета и рисунки материи, из которой сделана одежда: синий, желтый, бордо употребляется для верхней одежды бурятами и монголами, русскими же по преимуществу темные и серые, крупный рисунок и яркое сочетание красок больше употребляется в деревне, чем в городе; на украшения (подвешивание и нашивание серебряных и золотых монет, моржанов (кораллов) у бурят, одевание корольков и бус, нашивание пуговиц, стекляруса, кружев, лент – у русских; орнамент на обуви и рукавицах из шерсти и кожи и проч.).

Во всех указанных случаях рисунок является вполне доступным для учащихся средством фиксации и конкретного выражения воспринятого.

Пища. При изучении пищи рисунок может быть использован во многих случаях: при определении видов выпекаемого хлеба (коврига, калач, булка, сайка, мучник, шаньга, тарка, ватрушка, финтефлюшка, песочник, заварные: пончик, калач, хворосты и т.д.); хлеба и кушаний, связанных с религией и обрядами (просфоры, куличи, жаворонки, сырные пасхи, панихиды из риса, крем, желе, именинный сладкий пирог, который подносится крестником крестному, мясные кушанья, окорока, колбасы и многие другие яства, употребляемые во время религиозных праздников, на крестинах, свадьбах, именинах, поминках).

Занятия. Кажется, нет такого вида человеческой деятельности, который был бы недоступен изображению в рисунке и процесс его изучения не углублялся бы графической переработкой. Думается, что рисунок может быть использован как одно из средств изучения в приложении ко всякому виду труда.

Земледелие. Зарисовки в плане крестьянских полей при выяснении чередования полос, находящихся под паром или засеянных различными злаками; зарисовки в плане огородов (зарисовки гряд, парников, системы орошения), питомников, плантаций; зарисовки способов хранения хлеба и овощей: снопы, кучи (кресты, суслоны), клади, вороха; орудия и предметы, употребляемые в сельском хозяйстве и огородничестве: соха, колес плуг, трактор, борона, сетево, рядовая сеялка, грабки для кошения хлеба, серп, молотило, молотилка, подавалки, носилки для соломы, грабли, лопатка для веяния хлеба, веялка, сортировка, куклеотборник, метла для спахивания колоса и охвостьев при веянии, пудовки и мешки для ссыпки и т.д.

П.Ф. Требуховский. Работа весной на огороде
Работа весной на огороде. Рисунок Коли Голчина, ученика 5-й Иркутской школы семилетки (стр. 46).


Скотоводство и птицеводство. Зарисовки представителей разных пород скота и птиц, их жилищ (дворы, хлевы, стайки, катухи, шестки, седолы, гнезда), выгонов (телятники, поскотины, утуги); зарисовки при изучении сортов корма и его заготовок: сено (кошение, сушка, гребь, сметка в копны и зароды, огораживание остожьем, перевозка в сенники и на базар), солома; орудия и предметы, употребляемые при заготовке: коса, косилка, косье, сарга, ремень и кольцо для прикрепления косы к косью; отбой (молоток и бака), брусок и лопатка для точки косы, горбуша, грабли, вилы; бострик, крюк, передовка, ужище, волокуша, одер –  употребляемые для перевозки сена; сеновязка, кормушка, резка и колода для заварки – употребляемые при кормлении; путы (треноги и передки веревочные, ременные, железные), ботало, шеркунец, колоколец, трещетка для загона – употребляемые при выпасе.

Домашние ремесла и производства. Зарисовки при наблюдении обработки конопли и шерсти (вымачивание конопли в плотах, сушка в бане, отминание, чесание, свертывание в кудели и тюки, прядение, тканье; орудия и предметы, употребляемые при этом (слеги и кольца для плотов, мялки и чесалки для конопли, шерстобитный лук, прялка, веретёшко, красна, челнок, тюрюки, цевки, баба, воробы, вальки и пр.); инструменты и присобления для кузнечного, бондарного, столярного и плотничного ремесел: горно, мех, наковальня, клещи, зубило, скребки, скобель, топор, рубанок, токарный станок, стаместки, долота; инструменты и приспособления при гончарном и кирпичном производстве: ямы, тачки, формы, прессы, кружала, печи для обжигания; орудия и приспособления при обработке кож и выделки обуви: дуботолка, чаны, мялка, наметки, колодки и проч.; оборудование при размоле зерна и выработке конопляного масла и молочных продуктов, выгонке дегтя, смолокурении: ступы и песты, ручные, ветренные и водяные мельницы, жомы, прессы, жаровни, жернова, кожухи, колеса, ямы, логуны, тапханки, крынки, сепараторы и пр.

Промыслы и охота. При изучении охотничьего и рыбацкого быта, видов местных промыслов рисунок сослужит свою службу – закрепит все воспринятое наиболее конкретно: типы жилищ (шалаш, балаган, землянка, барак), одежду, утварь, снасти и снаряжение (лодки, струги, баркасы, невода, сети, удочки, морды, завески, переметы, слопцы, капканы, пленки, петли, ямы для ловли крупных зверей, ружья, сошки, лабазы, сумки, рогатины, ножи и т.д.

Средства передвижения. Нельзя, конечно, пренебрегать рисунком при изучении средств и способов передвижения, которые в настоящее время все более усложняются и становятся разнообразнее: первобытный человек имел только два вида передвижения, используя самые примитивные и несовершенные приспособления: в начале ходил по земле пешком, плавал, как предполагают, по воде на круглом бревне с суком в руках; позднее приручил животных для переездов, сделал седло, телегу, выдолбил бревно, сделал лодку и весло; теперь же человек имеет много видов передвижения: по земле и под землей, по воде и под водой и по воздуху, а использует для этого разнообразные экипажи, упряжь и машины (велосипеды, мотоциклеты, автомобили, локомобили, танки, железные дороги, трамваи, понтоны, мосты, пароходы, дредноуты, подводные лодки, аэростаты и аэропланы, позволяющие со сказочной быстротой перемещаться из одного государства в другое «за тридевять земель» (из Парижа в Иркутск в 2-е суток). Все это требует от современного человека и новых, более совершенных методов изучения, чем в старые времена. И рисунок, бывший раньше в этом отношении в массовой школе в загоне, должен теперь использоваться в целях школьного краеведения.

Источник:
Требуховский П.Ф. Роль детского рисунка в школьном краеведении. – Иркутск: [Секция школьного краеведения Восточно-Сибирского Отдела Государственного Русского Географического Об-ва], 1927. 177 с.


Tags: #Сибирь, #история, #краеведение, #этнография, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “краеведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments