geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Станислав Шацкий о школьном краеведении

Станислав Теофилович ШацкийКлассики педагогики о краеведении

Станислав Теофилович Шацкий «Советская школа, ее теория и практика» (1928, фрагменты)

...Недостаточно еще воспитывать в детях только понимание окружающих их явлений, мы говорим также и о том, чтобы это понимание отражалось на жизни и деятельности людей. Вот эта связь, так сказать, между теорией и практикой является существенной частью нашего метода. Та или другая ценная мысль, усвоенная ребенком, должна стимулировать его работу в доступной его силам форме. Организованная работа, имеющая свой план и проверку, дает возможность присоединить к прежнему материалу программы новый материал – материал личного опыта ребенка. Этот факт содействует обогащению мыслей ребенка. Следующая ступень сознательности влечет за собой более организованный труд ребенка. Таким образом, чем больше наш ребенок учится в школе, тем больше для него возможностей улучшить свой быт и свою деятельность. Следовательно, диалектический принцип является существенно важным признаком нашей педагогики. Эти соображения приводят нас к установлению следующей схемы нашей программы: постепенное расширение умственного горизонта ученика и возможностей приложения его труда к жизни окружающей среды.


На первом году программа берет материал из условий школьной работы и быта семьи. Задачей школы в этом году является: организовать элементарный уход ребенка за собой, за помещением, где он живет и работает, создать у него привычку быть чистоплотным и аккуратным, приучить его к организованному общению с товарищами, установить контроль школы над его поведением и над жизнью его в семье, а также привлечь семью к совместной работе со школой. В этом году ребенок начинает сопоставлять жизнь семьи с жизнью школы, он приучается смотреть на свою семью как на некоторую часть общества, с которым он связан.

На втором году программа берет материал не только из жизни школы и семьи – эта работа продолжается, – но и из жизни поселка, деревни, городского квартала, большого городского дома, в особенности принадлежащего жилтовариществу, и организует работу детей в этом масштабе. Здесь на втором году у ребенка еще больше возможностей сопоставить жизнь семьи с жизнью деревни, жизнь семьи – с жизнью большого городского дома или того квартала, в котором находится его дом, и понять те зависимости, которые реально отражаются в жизни окружающей ребенка среды; здесь легко сделать сопоставление между трудом того небольшого мирка, в котором ребенок вращается, между теми силами природы, которыми человек овладевает для устройства своей жизни, и между общественными условиями жизни этого небольшого социального организма.

На третьем году материал, который мы даем школе, берется из окружающего школу района, выходящего за пределы того небольшого мирка, в котором ребенок жил и действовал до сих пор. Мы говорим о целой волости и о городе. Этот материал в значительной степени не может быть лично наблюдаем ребенком, а поэтому успех занятий в этом году в сильнейшей степени зависит от того, насколько учитель может иметь в своем распоряжении местный краеведческий материал. Этот материал должен быть обработан для школьных занятий, но к тем соображениям, которые мы высказали выше, надо прибавить, что этот материал, недоступный прямому наблюдению ребенка, должен быть таким материалом, который стимулировал бы деятельность ребенка в непосредственно окружающей его среде. Те явления, которые ребенок наблюдает непосредственно в окружающей жизни, происходят и за пределами того мира, который окружает ребенка. Деятельность людей, которую ребенок непосредственно наблюдает вокруг, должна побуждать его к более осмысленной работе.

...Ясно, что дети не только получают этот краеведческий материал в готовом виде (это, разумеется, касается того материала, который недоступен личному наблюдению ребенка), но мы говорим и о детях-краеведах и отводим известное время для детских экскурсий, для организованного наблюдения ими явлений природы, трудовой деятельности людей и общественной жизни.

Шацкий Станислав Теофилович (1878–1934), педагог, организатор образования, общественный деятель.

Источники:

Шацкий С.Т. Советская школа, ее теория и практика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. – С.171–190.
Tags: #краеведение, #образование, #педагогика, #учеба, #школа, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “краеведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments