geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Наследие: историко-культурное, природное, горно-геологическое

Учебный курс «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга»

Учебная задача 022. Что называется наследием в целях геобрендинга?

Наследие представляет собой совокупность доступных для непосредственного изучения природных или рукотворных объектов, а также иногда вмещающих их ландшафтов, которая обладает выдающимся научным, культурным, эстетическим или иным значением. Объекты наследия и связанные с ними ландшафты подлежат сохранению путем консервации и охраны, благоустройства (реконструкции), музеефикации и т.д.

Наследие различается на природное, историческое и культурное; часто также говорят об историко-культурном наследии, т.к. исторические памятники обладают высокой культурной ценностью.



Геологическое наследие рассматривается в протоколе принципов геоконсервации ProGEO (2011) как составная часть всемирного природного наследия, представленная особыми объектами – местами (геосайтами) и образцами in situ (на месте) и в музеях, которые играют ключевую роль в понимании истории Земли: породами, минералами, окаменелостями и ландшафтами. Таким образом, геологическое наследие включает в себя свидетельства образования планеты, метеоритных ударов, зарождения и эволюции жизни, движения литосферных плит, горообразования, формирования горных пород и минералов и того, как возникновение пустынь, оледенения и колебания уровня моря преображали земной шар.

Горно-геологическое наследие – часть геологического и вместе с тем историко-культурного наследия, т.е. по своему характеру является смешанным, комплексным, включая в себя рукотворные объекты (копи, прииски, рудники и др.), которые вместе с тем привязаны к природным объектам (месторождениям, обнажениям, разрезам и др.). Объекты горно-геологического наследия представлены историко-геологическими памятниками (синонимы: памятники горно-геологические; памятники открытий богатств земных недр и истории горного промысла; памятники историко-горногеологического типа).

Под историко-геологическими памятниками понимаются памятники истории горно-геологического освоения территории России: древние рудники и копи, остатки древних горно-обогатительных и перерабатывающих промыслов, свидетельства истории геологических открытий, памятные знаки первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, мемориальные глыбы ископаемых богатств, вышки буровых скважин, первыми давших нефть или газ и т.д. (Определение приводится по работам А.М. Карпунина, А.В. Лапо, Л.А. Потемкина.)

Некоторые специалисты, в частности, Рубан Д.А. (2013) справедливо советуют расширить перечень историко-геологических памятников за счет включения в него предметов искусства, изготовленных с использованием уникальных образцов и охраняемых ex situ (напр., в музеях).

В рамках настоящего курса, как заявлено выше, основное внимание уделяется историко-геологическим памятникам как ресурсам муниципального брендинга.

При этом важно помнить, что многие памятники, даже охраняемые государством по какому-то одному критерию, часто совмещают в себе несколько уникальных качеств, не позволяющих относить такие объекты лишь к одному определенному типу. По этой причине А.В. Лапо предлагает различать геологические памятники на монотипные и политипные. Первые представляют интерес с точки зрения какой-либо одной из геологических дисциплин: стратиграфии, палеонтологии, тектоники и т.д. Политипные геологические памятники имеют отношение к нескольким геологическим дисциплинам, например, стратиграфии и палеонтологии, петрографии и геоморфологии и т.д.

Между тем комплексность памятника может быть гораздо шире, многие памятники природы несут признаки разных классов. Так, старинные горные выработки-штольни могут одновременно представлять интерес для (а) истории и археологии, (б) горного дела и промышленности, (в) стратиграфии, петрографии, минералогии, палеонтологии, (г) спелестологии (если интересны для поклонников спелеотуризма), (д) наук биологического цикла (если со временем стали обиталищем подземной фауны, например, колонии летучих мышей).

При составлении ресурсной базы муниципального бренда в отношении объектов геологического наследия следует руководствоваться специально разработанными критериями, из которых наиболее часто используются следующие: 1) редкость (уникальность), наилучшая выраженность или масштабность проявленного на объекте геологического феномена; 2) возможность использования объекта в качестве эталона; 3) георазнообразие – разнообразие представленных элементов: фоссилий, минералов, горных пород, форм рельефа и т.д.; 4) наиболее древнее или наиболее позднее проявление на объекте того либо иного геологического феномена; 5) активное протекание современных геологических процессов; 6) наличие документированных наблюдений недавних геологических событий; 7) значение объекта в истории геологии или в развитии горного дела; 8) дидактическое значение объекта; 9) эстетическая и рекреационная привлекательность объекта.

Рекомендуемая литература:
Геологический словарь. В 3-х тт. / Руковод. раб. группы Е.О. Ковалевская. – СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ. – Т.1 2010. Т.2 2011. Т.3 2012.
Карпунин А.М. Охрана и рациональное использование геологических памятников природы – общенациональная задача / А.М. Карпунин, С.В. Мамонтов, О.А. Мироненко, Ж.А. Некрасова, А.Р. Соколов, Г.С. Тимашкова // Минерал. – 1998. – №1. – С.87–89.
Лапо А.В. Методические основы изучения геологических памятников природы России / А.В. Лапо, В.И. Давыдов, Н.Г. Пашкевич, В.В. Петров, М.С. Вдовец // Стратиграфия. Геологическая корреляция. – 1993. – №6. Т.1. – С.75–83.
Потемкин Л.А. Полнее сохранить геологические памятники природы // Советская геология. – 1981. – №10. – С.121–126.
Рубан, Д.А. Концептуальный анализ многообразия объектов геологического наследия магматического типа / Д.А. Рубан // Вестник Томского гос. ун-та. – 2013. – №372. – С.193–196.
ProGEO, 2011: Conserving our shared geoheritage – a protocol on geoconservation principles, sustainable site use, management, fieldwork, fossil and mineral collecting. [www]. 10 pp. <http://www.progeo.se/progeo-protocol-definitions-20110915.pdf>

Паспорт и программа курса
Все материалы курса в формате PDF
Tags: #бренд, #брендинг, #муниципальный, #самообразование, #учеба, геобрендинг, курсы
Subscribe

Posts from This Journal “курсы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments