geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Category:
  • Music:

Ай да Пушкин, ай да авиатор!

pushkinas.jpg

Территориальный брендинг, губительный для России

Компании создают бренд, чтобы развиваться. А для чего нужен бренд территориям – поселениям, регионам, странам? Территориальный бренд, или (лучше сказать) образ места тоже создается в целях развития.

31 мая 2019 года Указом Президента №246 крупнейшим аэропортам России были присвоены имена лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Можно ли назвать такое решение эффективным брендингом, способствует ли оно развитию регионов и городов, где находятся эти аэропорты?

Увы, нет. – Почему? – Потому что Пушкин не был ни авиатором, ни авиаконструктором.


Указом поименованы 44 аэропорта, из них только 9 названы в честь людей, имевших отношение к авиации или к самолето- и вертолетостроению. Пять имен неразрывно и неоспоримо связаны с успехами авиации:

(1) международный аэропорт Анапа (Витязево), названный в честь Владимира Константиновича Коккинаки (1904–1985), летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза (1938, 1957), генерал-майора авиации (1943);

(2) международный аэропорт Москва (Внуково), названный в честь Андрея Николаевича Туполева (1888–1972), авиаконструктора, академика АН СССР (1953), Героя Труда (1926), трижды Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972);

(3) международный аэропорт Нижний Новгород (Стригино), названный в честь Валерия Павловича Чкалова (1904–1938), летчика-испытателя, Героя Советского Союза (1936);

(4) международный аэропорт Новосибирск (Толмачево), названный в честь Александра Ивановича Покрышкина (1913–1985), маршала авиации (1972), летчика-аса, первого трижды Героя Советского Союза (1943, 1944);

(5) международный аэропорт Томск (Богашево), названный в честь Николая Ильича Камова (1902–1973), авиаконструктора, создателя вертолетов «Ка», Героя Социалистического Труда (1972).

Имя нашего «университета» Михайло Ломоносова, присвоенное (6) аэропорту Домодедово, несколько выбивается из этого ряда, но зачислим и его. Ведь известно же, что М.В. Ломоносов построил первую в мировой истории рабочую модель вертолета (формально: дрон) с соосной схемой, применяемой в вертолетостроении и поныне.

Еще три имени в большей степени принадлежат космонавтике, но не будем придираться:

(7) международный аэропорт Самара (Курумоч), названный в честь Сергея Павловича Королева (1906–1966), конструктора ракетно-космических систем, академика АН СССР (1958). Свой путь в ракетостроение С.П. Королев начал с авиаконструктора-планериста;

(8) международный аэропорт Сочи (Адлер), названный в честь Виталия Ивановича Севастьянова (1935–2010), летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза (1970, 1975);

(9) международный аэропорт Чебоксары, названный в честь Андрияна Григорьевича Николаева (1929–2004), летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза (1962, 1970).

И всё. Остальные летчики и конструкторы преданы забвению. Почему-то аэропорты названы широко известными именами Пушкина, Лермонтова, Белинского, Чехова… Зачем? Их же и так все знают. А тому, кто не знает, уже ничего не поможет, даже если все аэропорты страны назови в честь Пушкина. Знаете, на что это похоже? Богатейшую историю России «оптимизировали» до базового набора из дюжины общеизвестных фамилий, словно бы знание остальных персоналий народу не нужно. Таким тяп-ляп-брендингом обворована коллективная историческая память.

Есть названия просто оскорбительные. Упоминание Витуса Беринга (Елизово) смотрится так, словно на Камчатке после знаменитой экспедиции XVIII века не ступала нога ни одного достойного человека, в честь которого можно было бы назвать аэропорт.

Есть смешные названия. Магаданский «Сокол» получил имя В.С. Высоцкого. Видимо, идея «блестящего» нейминга зародилась в голове у фаната песни «Мой друг уехал в Магадан. Снимите шляпу!».

Посмеялись? Тогда вот вам вдогонку репортаж из газеты «Советская Колыма» (1938): «Вчера известный летчик Дальстроя тов. Сариев на самолете Х-41 блестяще выполнил задание по оказанию помощи двум жительницам Ямска. Имея на борту самолета врача Флейшакера, Сариев утром вылетел в Ямск и к двум часам дня доставил в Магадан санитарку Ямской больницы камчадалку Улиту Галаганову, у которой тяжело протекает болезнь, связанная с беременностью. В 3 часа дня больная Галаганова поступила в родильное отделение городской больницы. Вылетев в тот же вечер вторично в Ямск, тов. Сариев к пяти часам вечера доставил в Магадан еще одну больную».

И таких, как забытый ныне герой Сариев, были десятки. Еще более отличится магаданская авиация в годы войны, когда ей придется перевезти 19.680 пассажиров и 5.680 тонн грузов для обслуживания геологоразведочных партий, горнодобывающих предприятий, строительных объектов. Забытые летчики авиации Северо-Востока. Спасали жизни, помогали заселять и застраивать суровый край, способствовали изучению его природы, связывали разные части страны в единое целое.

Аэропорт Анадыря (Угольный) назван в честь писателя Ю.С. Рытхэу. Но ведь книги писателя есть в библиотеках, его творчество освещено в диссертациях и монографиях. А кто вспомнит чукчу Тенано, охотника с мыса Сердце-Камень? В ноябре 1923 года Тенано откликнулся на радиограмму Чукотского бюро Общества друзей воздушного флота, находившегося в селе Уэлен, и стал одним из 20 первых организаторов авиации на Чукотке. Вот имя для аэропорта!

Еще одна странность: в перечне, где едва (с оговорками) набралось 9 авиаторов и авиаконструкторов, каким-то чудом поместились четыре геолога-нефтяника – И.М. Губкин, Н.В. Лемаев, В.И. Муравленко, Ф.К.о. Салманов. (Есть еще геолог Н.Н. Урванцев, но он поиском нефти занимался мало.)

Я питаю особое уважение к геологам, как видно из тематики моего блога, однако не могу закрыть глаза на вопиющую нелогичность. В честь нефтяника можно назвать месторождение, скалу, новый вид минералов, но не аэропорт. Или мы и впрямь «Ресурсная Федерация»? На какое, простите, развитие программирует российские территории подобный «углеводородный» брендинг?

Девять из 44… Только четверо конструкторов, остальные летчики. Хотя конструкторы, изобретатели, ученые – важнее. Они определяют развитие технологий, формируют контуры будущего для целого ряда отраслей национальной экономики (а подчас и мировой экономики). Интеллектуальное наследие этих людей должно стать частью муниципального брендинга в интересах развития высшего образования и наукоемких производств на территории города.

А еще мы не видим в ущербном перечне ни одной фамилии управленцев – тех, кто руководил авиастроением, проектировал аэропорты и аэродромы, ведал организацией транспортных систем. Как людям учиться жить на родной земле и управлять ею, если мы не перенимаем опыта управленцев и организаторов из прошлого? Если мы забываем этих людей и выбрасываем их из своих брендов? Вывод напрашивается только один – переходить под внешнее управление по роковому рецепту норманнской теории: «Земля наша велика и обильна, но наряда в ней нет…»
Tags: #Россия, #авиация, #аэропорт, #брендинг, #политика, duralex, геобрендинг
Subscribe

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag