geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Геоэтический подход к проблеме геологической грамотности

Геоэтикой называется междисциплинарная область научной работы, объединяющая цикл наук о Земле и сравнительную планетологию с этикой. Геоэтика затрагивает социально-культурные, методологические, педагогические и мировоззренческие аспекты в организации геологических и физико-географических исследований, а также в преподавании наук о Земле, в том числе такие вопросы, как устойчивое развитие, ресурсосбережение в использовании полезных ископаемых, охрана георазнообразия и геологического наследия, музеефикация образцов, предупреждение катастроф и борьба с ними (вулканизм, сейсмическая активность, оползни и др.). Кроме того, к геоэтике относятся вопросы междисциплинарного сотрудничества и научной добросовестности при проведении географических, геологических и смежных исследований.



Цели, определенные Международной декларацией по геоэтике (принята в октябре 2011 г. Рабочей группой по геоэтике Ассоциации геологов в целях международного развития, Association of Geoscientists for International Development):

– продвигать геоэтический подход, в первую очередь через образование, популяризацию знаний, публикацию соответствующих материалов и практику научной работы;

– воспитывать культуру геоэтического мышления и геоэтической деятельности, в первую очередь в науках о Земле;

– работать над развитием и улучшением техник преподавания геоэтики;

– накапливать, оценивать и распространять опыт геоэтики по всему миру.

Как видно, одним из ключевых геоэтических вопросов является проблема геологической грамотности населения.

Что понимается под геологической грамотностью? Минимум знаний, умений и навыков у широкой общественности, необходимых для полноценного участия в экономической жизни страны / региона / поселения, в процессах муниципального и государственного управления, в обеспечении экологической безопасности своего поселения. Геологическая грамотность трехсоставна, включает в себя следующие конкретные компетенции [см.: Acevedo, R.D. & Frias, J.M. (2018)]:

(1) Практическая геологическая грамотность (ПГГ) позволяет применять геологическое знание для решения экономических и иных прикладных задач (добыча ископаемых, прогнозирование катастрофических процессов и др.). Она необходима в первую очередь для осуществления профессиональной деятельности и карьерного роста лицам, которые не связаны напрямую с горным делом или геологическими изысканиями, но по роду деятельности сталкиваются с геологическими процессами и явлениями (инженеры, строители). Также ПГГ необходима специалистам муниципальной администрации и предпринимателям, занятым в разработке проектов по эксплуатации местной минеральной базы, ответственным за заключение контрактов с горнодобывающими компаниями и научно-исследовательскими (изыскательскими) организациями, заинтересованным в привлечении инвестиций в поселение.

(2) Гражданская геологическая грамотность (ГГГ) позволяет принимать взвешенные как с научной, так и с этической стороны решения по развитию территории. Примером таких решений выступают: (а) поддержка / бойкотирование проектов местной, региональной или федеральной власти, касающихся окружающей среды и недропользования; (б) лоббирование и реализация проектов геоконсервации уникальных геологических объектов (геосайтов); (в) развитие внутреннего туризма и рекреации на базе ресурсов георазнообразия и т.д. (так наз. геотуризм); (г) совмещение программ геоконсервации и развития геотуризма при проектировании геопарков.

(3) Общекультурная геологическая грамотность (ОГГ) позволяет оценивать вклад науки и техники в динамику социально-культурных процессов. Частным случаем пользы от ОГГ является вовлеченность местных жителей создание и продвижение «образа места» (муниципального бренда) за счет богатств локального георазнообразия. Другой характерный пример: поддержка и развитие краеведения, изучение и сохранение исторической памяти поселения (включая охрану памятников горного дела), а главное – аккультурация, т.е. трансляция исторической памяти следующим поколениям и новым жителям поселения.

Фактически во всех приведенных случаях речь идет об интерпретации геологических знаний широкой общественностью. Совершенно очевидно, что богатство каждого поселения составляют его история, культура и природные ресурсы, однако воспользоваться этим богатством локальное сообщество зачастую не в состоянии, потому что не способно правильно понимать значение перечисленных богатств и возможность их выгодного использования в интересах развития территории. Под интерпретацией, таким образом, подразумевается тактика просвещения и обучения, нацеленная на популяризацию естественнонаучных знаний и помогающая лицам без специального образования обрести верное видение природного, исторического и культурного наследия, включая геологическое наследие.

Аргентинский геолог Гектор Луис Лакре (Национальный университет Сан-Луиса) одним из условий повышения геологической грамотности населения видит создание новой дидактики (так наз. «геолодактика», «Geolodactics»), приспособленной к донесению знаний о Земле на разном образовательном уровне, начиная от дошкольного. Достижение этой цели Лакре видит в решении следующих пяти задач:

(1) Учреждение ВУЗами обучающих центров для расширенной подготовки педагогов среднего образования в области геологии и наук о Земле в целом.

(2) Распространение геологических знаний среди школьников и студентов-негеологов с упором на исторический характер этой науки, уделяя внимание геологической истории ландшафтов (здесь Лакре следует пониманию геологии, принятому в советской и российской науке, ссылаясь на работу М.С. Потаповой, 1964/1968). При этом важно сочетать геологические экскурсии с виртуальными (онлайн) занятиями.

(3) Поощрение комплексности и логической взаимосвязи в преподавании школьникам и студентам-негеологам различных направлений естествознания, например, демонстрируя единство физических, химических и геологических процессов в геологической истории ландшафтов и тем самым подчеркивая роль палеогеографических реконструкций в поисках месторождений полезных ископаемых.

(4) Признание геологии наукой общественного значения в силу ее влияния на профессиональную деятельность людей, на общественную безопасность и здоровье нации, на собственность всех форм и права граждан, закрепленные законодательно.

(5) Привлечение геологов к решению проблем устойчивого развития и в первую очередь к уточнению этого понятия, дефиниция которого на сегодня слишком размыта, лишена подлинно научного содержания и по формулировке напоминает популистские лозунги. Лакре особо подчеркивает, что большинство современных экологических проблем обусловлены деятельностью компаний, позиционирующих себя как «устойчивые», в том числе компаний, связанных с добычей минерального сырья, оценку деятельности которых должны давать геологи, руководствующиеся требованиями геоэтики.

Пять условий Г.Л. Лакре сформулированы им в отношении реалий Аргентины, однако с известными коррективами могут применяться и в других странах, включая Россию. На национальной почве эти условия целесообразно дополнить поддержкой и развитием краеведения, включая построение тесных связей между учебными заведениями среднего и высшего образования с краеведческими и туристско-краеведческими объединениями (клубами, кружками, секциями), поскольку наша страна имеет богатый опыт популяризации геологических знаний, изучения георазнообразия и охраны геологического наследия силами краеведов.

Рекомендуемая литература:
Acevedo, R.D. & Frias, J.M. (2018) Geoethics // Acevedo, R.D. & Frias, J.M. (eds.) Geoethics In Latin America. Springer International Publishing AG: 3–6.
Lacreu, H.L. (2017), The Social Sense of Geological Literacy // Annals of Geophysics, 60, Fast track 7: 1–7.
Потапова М.С. Геология как историческая наука о природе // Взаимодействие наук при изучении Земли. – M.: Наука, 1964. – С.119–128. – (В переводе на испанский: Potapova M.S. (1968). Geologia como uma ciência histórica da natureza. Terræ Didatica, 3(1):86–90.)
Tags: #геоэтика, #наука, #образование, георазнообразие, геотуризм
Subscribe

Posts from This Journal “георазнообразие” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments