geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Categories:

Роль геологических экскурсий и геотуризма в бизнес-образовании

Каноническое определение геологической экскурсии характеризует ее как естественноисторическую обучающую экскурсию на природу «для знакомства с геологическими объектами, о которых нельзя получить правильное представление при лабораторном и классном изучении» [Райков Б.Е., 1923].

Активное развитие геотуризма (геологического туризма) на рубеже ХХ и нынешнего столетий привело к переосмыслению ряда устоявшихся мнений, которые сегодня могут рассматриваться как неточные либо ограниченные, неполные. Собственно геотуризм следует понимать как «просветительский (обучающий) туризм на основе уникальных геологических объектов, также именуемых объектами геологического наследия или геологическими памятниками природы» [Рубан, 2011]. В 2015 г. Д.А. Рубан (ЮФУ) предложил понятие метаобразовательного туризма для обозначения геологических экскурсий в рамках подготовки студентов негеологических специальностей, в частности проходящих подготовку по направлению «Туризм» [Рубан Д.А., 2015].



Очевидно, что метаобразовательный туризм способен продемонстрировать высокую эффективность также и в ходе преподавания экономики, в особенности при изучении таких тем, как: (а) экономика горного дела и недропользования; (б) экономическая география и регионоведение; (в) организация и управление промышленностью; (г) инвестиционный и кредитный процессы в формировании основных производственных фондов; (д) история промышленности (история индустриализации) в России и в мире.

Программа геологических экскурсий для студентов экономического профиля должна по возможности включать в себя:

– осмотр территории месторождений полезных ископаемых (не обязательно разрабатываемых, но также давно выработанных или еще не разрабатывавшихся);

– знакомство с образцами полезных ископаемых in situ;

– осмотр действующих шахт и карьеров, старых рудников и приисков;

– осмотр парка горнодобывающей техники (карьерных самосвалов, драг и т.д., вплоть до оборудования нефтяных платформ);

– посещение действующих и заброшенных обрабатывающих производств – потребителей минерального сырья (заводов цементных, кирпичных, по обжигу извести и т.д.);

– посещение памятников первооткрывателям – рудокопам, геологам и т.д., а также памятных знаков в честь примечательных находок, открытий и важных дат в истории горного дела.

В образовательном смысле такая экскурсия дает молодому специалисту конкретное познание хозяйственного объекта, показывает условия осуществления хозяйственной деятельности в реальном секторе. Сделанные во время экскурсии находки и полевые наблюдения положительно влияют на формирование профессионального мировоззрения, поскольку способствуют познанию материально-производственного базиса мировой цивилизации и наглядно демонстрируют механизмы эксплуатации исчерпаемых природных ресурсов.

С особенной остротой геологические экскурсии востребованы сегодня, о чем нельзя было помыслить до появления интернета вещей. Цифровизация всех сфер жизни лишает молодежь целостного видения материального производства, в результате в представлении будущих экономистов материальные блага рождаются сами собой из виртуальности, подобно векторным бозонам у физиков. Между тем одна-единственная экскурсия, сопровождаемая хорошо подготовленной лекцией о роли тех или иных ископаемых в производстве компьютерной техники, например, убеждает молодого специалиста, что горнодобывающая промышленность и индустрия в целом (а не программирование на С++) является подлинным фундаментом народного хозяйства.

Любопытно в этом плане, что академик А.Е. Ферсман считал геохимию наукой не столько теоретической, сколько прикладной, поскольку она интерпретирует периодическую таблицу Менделеева как график исторического (и экономического!) процесса вовлечения в промышленность все новых групп химических элементов земной коры; при этом, согласно Ферсману, будущие научно-технические скачки и сопутствующие им экономические прорывы логично связывать с тонкой промышленностью на базе малоизученных и недостаточно используемых свойств элементов. Об этом полезно напоминать молодому экономисту, который может подумать, будто НТП состоит в написании новых Java-скриптов, а вовсе не в глубоком освоении тех технических групп элементов, которые ныне слабо задействованы в производственных процессах.

Таким образом, пусть даже геологическая экскурсия не сподвигнет студентов влиться в научно-техническую революцию, но по крайней мере расскажет, откуда берутся компьютеры, телевизоры, лампочки, автомобили и прочие материальные блага.

И поскольку речь сейчас зашла о четвертом законе экологии Б. Коммонера («ничто не берется из ниоткуда»), то имеет смысл рассказать и о втором законе, прикладному познанию которого также способствуют геологические экскурсии. Второй закон Б. Коммонера гласит: «всё должно куда-то деваться», т.е. человек в своей деятельности неизбежно оказывает то или иное влияние на окружающую среду. Близкое знакомство студентов с терриконами и иными техногенными объектами на территориях, нарушенных горнодобычей (антропогенных ландшафтах), благоприятствует формированию профессионального мировоззрения в плане воспитания у будущих экономистов культуры экологического мышления. Разговоры об экологии среди экономистов бесплодны, пока молодой специалист воочию не оценит масштабы влияния хозяйственной деятельности на угнетенные либо полностью уничтоженные экосистемы.

Нельзя не признать полезность периодического «обучения без учебника», т.к. в противном случае экономические познания окажутся книжными, не подкрепленными визуально и потому непригодными для решения молодым специалистом задач, которые поставит перед ним практика. Кроме того, за страницами вузовских учебников неизменно оказывается имеющий место в деятельности реальных предприятий синтез технологий и процессов, которые в книгах рассматриваются порознь, вне связи. Таким образом, в ходе геологической экскурсии молодой специалист учится синтезировать технологии и процессы, прослеживая производственные цепочки от стадии финансирования разведок на сырье до стадии запуска горнообогатительного комбината.

Не следует забывать и тот факт, что «участники этих экскурсий получают новые эмоциональные переживания, в цвет которых прочно и надолго окрашиваются их интеллектуальные приобретения» [Райков Б.Е., 1923]. Конечно, геологическая экскурсия не является увеселительной прогулкой, но вместе с тем нельзя отрицать, что сухое начетничество, лишенное ярких впечатлений, не дает знаний.

Рекомендуемая литература:
Райков Б.Е. Геологические экскурсии в окрестностях Петрограда. – Пг.: б.м., 1923. 83 с.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. 637 с.
Рубан Д.А. Особенности формирования национального геотуристического рынка // Вестник БИСТ. – 2011. №3(11). – С. 21–28.
Рубан Д.А. Академические формы геологического туризма // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2015, №4(42). – С. 110–114.
Ферсман А.Е. Геохимия. Т.IV / НКХП СССР. – Л.: Гос. науч.-тех. издат. хим. лит-ры, 1939. 355 с.
Tags: #бизнес, #образование, #туризм, #экономика, геотуризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments