geonasledie (geonasledie) wrote,
geonasledie
geonasledie

Category:

Культурный ландшафт как образ места

Учебный курс «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга»

Учебная задача 016. Что такое культурный ландшафт?

Идея и потенциал образа места в практической деятельности раскрывается через конечную фазу освоения и обустройства территории – культурный ландшафт. Условимся вслед за Ю.А. Ведениным и М.Е. Кулешовой считать культурным ландшафтом природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате исторического взаимодействия природы и человека в процессе освоения природного ландшафта моно- или (чаще) полиэтническим сообществом. Расселенческие и хозяйственные системы, язык, духовная культура являются атрибутом локального сообщества, но при этом складываются под влиянием условий и возможностей, предоставляемых исходным («кормящим») природным ландшафтом [Веденин Ю.А., 2004 : 15–16].



Идеальный будущий образ места, описывающий культурный ландшафт научно-индустриального Урала, создан А.Е. Ферсманом в виде проекта Ильменского минералогического заповедника (см. УЗ 011). К сожалению, ландшафты, преобразованные горными работами, далеки от культурных в силу нарушенности. На текущий момент они представляют скорее ландшафты антропогенные. Понятие антропогенного ландшафта впервые появляется в 1930-х гг. в трудах ленинградских ученых А.Д. Гожева и Б.Н. Городкова, а с 1973 г. закрепляется в географической науке Ф.Н. Мильковым, понимавшим под таким типом ландшафтов комплексы, в которых на всей или на большей их площади коренному изменению под воздействием человека подверглись если не все, то хотя бы один из компонентов.

Антропогенный ландшафт в данном контексте не является культурным, скорее противопоставляется ему. Такое противопоставление закономерно, оно прослеживается со времен античности, когда римляне называли cultura рациональное, близкое по сложности к искусству возделывание земель согласно завещанной предками технологии и отказывали в cultura соседним народам, которые не умели сконструировать столь же облагороженный агроландшафт [Кудрявцев А.Ф., 2012 : 117; Кузищин В.И., 1993 : 103].

Так, Варрон, первый из древнеримских авторов, коснувшихся товарного земледелия, превознося римскую земледельческую культуру на страницах своего трактата «О сельском хозяйстве» («De re rustica», ок. 37 г. до н.э.), задается риторическими вопросами: «Есть ли какое-нибудь полезное растение, которое не только бы не росло в Италии, но и не оказалось бы здесь превосходным. Какую полбу сравню я с кампанской?! Какую пшеницу с апулийской?! Какое вино с фалернским, какое масло с венафрским?! Не засажена ли Италия деревьями так, что она кажется сплошным фруктовым садом?!» [Варрон, 1937 : 28]. Вслед за ним древнеримский агроном Юний Модерат Колумелла в трактате с аналогичным названием («De re rustica», I в. н.э.) рисует историческую панораму развития италийской сельскохозяйственной культуры от предшественников римлян до первых патрициев, иллюстрируя примерами заботы предков о земле старинную мудрость, согласно которой именно в Лациуме «боги научили своих детей добывать земные плоды» [Колумелла, 1937 : 142].

«Для определения антропогенного ландшафта не столь важно, на каком языке говорит и в кого (во что) верит anthrōpos – творец такого ландшафта» [Кудрявцев А.Ф., 2012 : 118]. Культурный ландшафт, таким образом, в отличие от безликого антропогенного, несет отпечаток многовековых этнических традиций по заботе о земле-кормилице, дарующей хлеб и руду.

Превращение родного края в культурный ландшафт есть миссия местного сообщества, закрепленная и популяризируемая в философии муниципального бренда.

Горно-геологическое наследие в этом отношении выступает в качестве ресурса брендинга, вскрывая глубинные, многовековые связи между человеком и недрами. Памятники горного дела выступают природными объектами, которые многократно преобразовывались творческой силой людей и обрели в результате новое значение и новые смыслы, отражают один за другим этапы в развитии местного сообщества.

Так, известный по сказам П.П. Бажова Гумёшевский рудник на Среднем Урале первоначально осваивался рудокопами бронзового века. Затем уже в эпоху Петровских реформ (1702) русские рудознатцы и заводские рабочие заново открыли и освоили «чудские копани». В 1860-х гг. деятельность на руднике затихла, но в годы сталинской индустриализации (1936) рудник начал изучаться геологами на новые медные месторождения; поиски увенчались успехом в 1938 г. [Левитский Л.П., 1941 : 31–32].

В результате мы имеем право рассматривать горно-геологическое наследие как каменную летопись природы, общества и промышленности. Это колоссальный потенциал памяти, позволяющий освободить образ места от обезличенности, придать ему индивидуальность через выявление уникальных черт и найти вектор будущего устойчивого развития территории.

Рекомендуемая литература:
Варрон. О сельском хозяйстве // Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве / Под ред., вводн. ст. проф. М.И. Бурского. – М.-Л.: Сельхозгиз, 1937. – С. 107–136.
Веденин Ю.А. Культурные ландшафты как категория наследия / Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова // Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 620 с.
Колумелла. О сельском хозяйстве // Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве / Под ред., вводн. ст. проф. М.И. Бурского. – М.-Л.: Сельхозгиз, 1937. – С. 137–184.
Кудрявцев А.Ф. Ландшафт как зеркало культуры // Ежегодник финно-угорских исследований / Гл. ред. Г.В. Мерзлякова. – Вып. 4, 2012. – С. 116–119.
Кузищин В.И. (ред.) История Древнего Рима: Учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1993. 366 с.
Левитский Л.П. О древних рудниках (в помощь первооткрывателю). – М.-Л.: Госгеолтехиздат, 1941. 56 с.
Мильков Ф.Н. Рукотворные ландшафты. – М.: Мысль, 1978. 260 с.

Паспорт и программа курса
Все материалы курса в формате PDF
Tags: #бренд, #брендинг, #муниципальный, #самообразование, #учеба, геобрендинг, курсы
Subscribe

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “геобрендинг” Tag